за 2019 год
УТВЕРЖДЕН
на заседании Общественного совета при главном управлении ЗАГС Нижегородской области
(протокол от 21.01.2020 № 1)
ДОКЛАД
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности главного управления ЗАГС Нижегородской области требованиям антимонопольного законодательства
I. Общие положения
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. № 2258-р «О методических рекомендациях по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» в 2019 году в главном управлении ЗАГС Нижегородской области (далее – Главное управление) внедрена система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – антимонопольный комплаенс).
В рамках антимонопольного комплаенса разработаны и утверждены следующие документы:
- положение об организации системы об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Главном управлении (приказ от 18.02.2019 №25);
- ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Главном управлении (приказ от 24.04.2019 № 69);
- карта (паспорт) комплаенс – рисков Главного управления (приказ от 28.10.2019 № 242);
- дорожная карта по снижению комплаенс – рисков Главного управления на 2019 год (приказ от 28.10.2019 № 242).
Приказом Главного управления от 18.02.2019 №25 «Об антимонопольном комплаенсе» определены уполномоченные лица:
1) на координацию организации и функционирования антимонопольного комплаенса – заместитель руководителя главного управления – начальник отдела организации деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, аналитики и отчетности;
2) на осуществление функций антимонопольного комплаенса – руководители структурных подразделений центрального аппарата.
Приказом Главного управления от 06.09.2019 № 181 «О назначении ответственных по вопросам содействия развитию конкуренции» назначены ответственные лица:
1) за координацию вопросов содействия развитию конкуренции - заместитель руководителя главного управления – начальник финансово – экономического отдела;
2) за разработку и реализацию мероприятий Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции:
- консультант отдела материально – технического обеспечения;
- консультант финансово – экономического отдела.
В соответствии с пунктом 10 положения об организации системы об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Главном управлении функции коллегиального органа, осуществляющего оценку мероприятий Главного управления, в части касающейся функционирования антимонопольного комплаенса, возложены на Общественный совет при Главном управлении.
II. Оценка рисков нарушений антимонопольного законодательства. Мероприятия по снижению комплаенс - рисков
В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Главного управления проведены следующие мероприятия:
- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности главного управления за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
- мониторинг и анализ практики применения Главным управлением антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- обучение работников Главного управления по вопросам организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
- изменение структуры Главного управления и перераспределение обязанностей между работниками.
В результате проведенной работы установлено, что нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также по вопросам содействия развитию конкуренции в Главном управлении не разрабатывались.
Анализ правоприменительной практики показал случаи осуществления единой комиссией в сфере закупок Главного управления неоднозначных или противоречивых положений в документациях о закупках. По итогам 8 запросов в аукционную документацию были внесены изменения. В связи с тем, что выявленные случаи не создали неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, предписания об устранении нарушений закона антимонопольными органами не выносились.
Дела по вопросам нарушения Главным управлением норм антимонопольного законодательства судами не рассматривались.
Прошли обучение по вопросам организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд 2 работника.
Внесены изменения в структуру Главного управления – создан отдел правовой работы и судебной защиты, который осуществляет контроль за соответствием закупочной документации требованиям антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного в Главном управлении определен низкий уровень риска нарушения антимонопольного законодательства.
III. Достижение ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Главном управлении
Приказом Главного управления от 24.04.2019 № 69 установлены следующие ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Главном управлении (далее – КПЭ):
1) для Главного управления в целом:
- коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Главного управления;
- доля проектов нормативных правовых актов Главного управления, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
- доля нормативных правовых актов Главного управления, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
2) для уполномоченных подразделений Главного управления:
- доля работников Главного управления, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
Расчет и оценка КПЭ осуществлялись в соответствии с Методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденной приказом ФАС России от 05.02.2019 № 133/19.
В результате проведенной работы установлено:
- отсутствие возбужденных антимонопольным органом в отношении Главного управления антимонопольных дел за период 2017-2019 г.г.;
- отсутствие выданных антимонопольным органом Главному управлению предупреждений о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения за период 2017-2019 г.г.;
- отсутствие направленных антимонопольным органом Главному управлению предостережений о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства;
- отсутствие нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также по вопросам содействия развитию конкуренции в Главном управлении за период 2017-2019 г.г.;
- доля работников Главного управления, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу – 0.
Оценка значений КПЭ показала эффективность функционирования антимонопольного комплаенса в Главном управлении и соответствие мероприятий антимонопольного комплаенса Главного управления направлениям совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, установленных Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
Руководитель главного управления
ЗАГС Нижегородской области
О.С.Краснова