за 2021 год
УТВЕРЖДЕН
на заседании Общественного совета
при главном управлении ЗАГС Нижегородской области
(протокол от 31.01.2022 № 1)
ДОКЛАД
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности главного управления ЗАГС Нижегородской области требованиям антимонопольного законодательства
I. Общие положения
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», распоряжениями Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. № 2258-р «О методических рекомендациях по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» и от 02 сентября 2021 г. № 2424-р «Об утверждении Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в РФ на 2021 - 2025 гг.» в главном управлении ЗАГС Нижегородской области (далее – Главное управление) создана система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – антимонопольный комплаенс).
В рамках антимонопольного комплаенса разработаны и утверждены следующие документы:
- положение об организации системы об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Главном управлении (приказ от 18.02.2019 №25 с изменениями от 05.02.2020);
- ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Главном управлении (приказ от 24.04.2019 № 69);
- карта (паспорт) комплаенс – рисков Главного управления (приказ от 28.10.2019 № 242 с изменениями от 29.07.2020);
- дорожная карта по снижению комплаенс – рисков Главного управления на 2020 год (приказ от 29.07.2020 № 195);
- дорожная карта по снижению комплаенс – рисков Главного управления на 2021 год (приказ от 29.12.2020 № 376);
- дорожная карта по снижению комплаенс – рисков Главного управления на 2022 год (приказ от 27.12.2021 № 281).
Приказом Главного управления от 18.02.2019 №25 «Об антимонопольном комплаенсе» (с изменениями от 05.02.2020) определены уполномоченные лица:
1) на координацию организации и функционирования антимонопольного комплаенса – заместитель руководителя главного управления – начальник отдела организации деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, аналитики и отчетности;
2) на осуществление функций антимонопольного комплаенса – руководители структурных подразделений центрального аппарата.
Приказом Главного управления от 06.09.2019 № 181 «О назначении ответственных по вопросам содействия развитию конкуренции» (с изменениями от 27.01.2020) назначены ответственные лица:
1) за координацию вопросов содействия развитию конкуренции - заместитель руководителя главного управления – начальник финансово – экономического отдела;
2) за разработку и реализацию мероприятий Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции - 2 консультанта отдела правовой работы и судебной защиты.
В соответствии с пунктом 10 положения об организации системы об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Главном управлении функции коллегиального органа, осуществляющего оценку мероприятий Главного управления, в части касающейся функционирования антимонопольного комплаенса, возложены на Общественный совет при Главном управлении.
II. Оценка рисков нарушений антимонопольного законодательства. Мероприятия по снижению комплаенс - рисков
В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Главного управления проведены следующие мероприятия:
- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности главного управления за предыдущие 3 года на наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел;
- мониторинг и анализ практики применения Главным управлением антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- обучение работников Главного управления по вопросам организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
- изменение структуры Главного управления и перераспределение обязанностей между работниками.
В результате проведенной работы установлено, что нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также по вопросам содействия развитию конкуренции в Главном управлении не разрабатывались.
Анализ правоприменительной практики показал случаи включения инициатором закупки неоднозначных или противоречивых положений в документацию о закупках, в результате чего в 3 случаях в аукционную документацию были внесены изменения.
Отмена проведения закупочных процедур не проводилась.
В связи с тем, что выявленные случаи не создали неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, предписания об устранении нарушений закона антимонопольными органами не выносились.
Дела по вопросам нарушения Главным управлением норм антимонопольного законодательства судами не рассматривались.
Прошли обучение по вопросам организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд 5 работников.
Отделом правовой работы и судебной защиты осуществляется контроль за соответствием закупочной документации требованиям антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного в Главном управлении определен низкий уровень риска нарушения антимонопольного законодательства.
III. Достижение ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Главном управлении
Приказом Главного управления от 24.04.2019 № 69 установлены следующие ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Главном управлении (далее – КПЭ):
1) для Главного управления в целом:
- коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Главного управления;
- доля проектов нормативных правовых актов Главного управления, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
- доля нормативных правовых актов Главного управления, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
2) для уполномоченных подразделений Главного управления:
- доля работников Главного управления, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
Расчет и оценка КПЭ осуществлялись в соответствии с Методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденной приказом ФАС России от 05.02.2019 № 133/19.
В результате проведенной работы установлено отсутствие за предыдущие 3 года:
- возбужденных антимонопольным органом в отношении Главного управления антимонопольных дел за период;
- выданных антимонопольным органом Главному управлению предупреждений о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения;
- направленных антимонопольным органом Главному управлению предостережений о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства;
- нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также по вопросам содействия развитию конкуренции в Главном управлении.
В 1 случае на основании предписания антимонопольного органа проведена отмена протокола признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта с последующим заключением контракта с данным участником по обоюдному согласию сторон.
Доля работников Главного управления, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу – 0.
Оценка значений КПЭ показала эффективность функционирования антимонопольного комплаенса в Главном управлении и соответствие мероприятий антимонопольного комплаенса Главного управления направлениям совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, установленных Национальным планом («дорожной картой») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 № 2424-р «Об утверждении Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в РФ на 2021 - 2025 гг.».
Руководитель главного управления
ЗАГС Нижегородской области
О.С.Краснова